Заголовки изданий о мотоспорте пестрят вопросом: «Марк Маркес — новый гений MotoGP или ему просто везет?» Ответ на поверхности. Пилот заводской команды Repsol Honda — это истинный самородок, находка вице-президента HRC Сухея Накамото, который хотел подписать каталонца еще в 2011 (вместо уходящего Стоунера). Ответ на вопрос обо всем Марк дал сам сразу после Гран-При Чехии.
10-й этап MotoGP сезона 2017 года, пожалуй, войдет в историю. С 2013 года мы видели много интересных гонок, в которых от Маркеса чего-то «никто не ожидал», а он это делал — осознанно, целенаправленно. Сегодня же он сделал нечто, что позволило ему выиграть гонку Гран-При всего за 5 кругов. Все были в равных условиях, но решение заскочить на пит-стоп и сразу взять «сухой» RC213V на сликах — оно пришло ему раньше всех. Лоренцо пытался убежать от Росси на дождевой нарезке, быстро превратившейся в тряпочки на сохнущем Automotodrom Brno. Росси повелся на эту гонку и пропустил решающий момент, когда нужно сменить колеса. Оба они не попали на подиум, хотя возглавляли заезд в Брно. Как Ducati, которые в 2016 году лидировали на протяжении 13 кругов подряд!.. Маркес оказался на подиуме и тогда, и сегодня.
Немного новейшей истории. Гран-При Германии, Sachsenring, 2016. Трек еще не просох, на пит-лейне хаос; пилоты топовых команд, словно прилепленные друг к другу: когда же соперник решится на пит-стоп? и я — за ним следом! Только Марк решает сделать то, на что у других просто не хватало смелости — выйти на трек сразу на slick, минуя губительную фазу Intermediate и новых wet. Он выиграл гонку с преимуществом в 10 секунд у Кэла Кратчлоу, которого до этого Марк догнал, поднявшись с 14-й позиции. Тогда и сейчас — две разные гонки? Нет, ситуация одинакова. И тогда, и сегодня — любой мог принять подобное решение, чтобы выиграть.
Но это именно Маркес — тот человек, который был способен пойти на подобное.
Кратчлоу выиграл Гран-При Чехии в 2016, сделав ставку на жесткие дождевые шины, и эта ставка сыграла — случайно! — он сорвал банк Шинного казино Брно! Тот же Кратчлоу сетовал позже, что сделал выбор в последний момент, была игра ва-банк, и он до последнего момента ни в чем не был уверен ни на йоту. Как и Валентино Росси, проследовавший за британцем на подиум на таких же покрышках. Маркес финишировал 3-м, просто доехав гонку на уже сильно «поплывшей» резине. Тогда он не рисковал.
Сегодня же он… собственно, вот что рассказал сам Марк Маркес, зачем что-то комментировать:
«Честно говоря, сегодня выдалось очень трудное воскресенье нам! — начал Марк. — Все пилоты были в одной ситуации, и чтобы выйти из нее с высоко поднятой головой, нужна была какая-то сверхмотивация. Я решил, что хочу рискнуть сегодня. Ради победы в этой гонке я хотел рисковать».
Риск — дело благородное, особенно, если оно подтверждено точным расчетом… и счастливым случаем:
«Первое решение было принято на стартовой решетке — и это было неверное решение, — уточнил пилот Repsol Honda. — Все были очень сосредоточены, погружены в себя. Все думали: это сложнейшая ситуация! Мы должны были начинать гонку на дождевых покрышках, потому что так решила Дирекция. Я выбрал мягкие шины, чтобы начать атаковать сразу, с первого же поворота. Но это была ошибка! Круга за 4 трек почти высох, мягкое заднее колесо слишком буксовало, на чем я тут же потерял несколько позиций. И это заставило меня вернуться на пит-лейн чуть раньше планируемого момента».
Начало гонки выглядело на деле не так многообещающе
«Единственное решение, что я видел после этого — выйти уже на сликах и больше не возвращаться! Да, это было опасно: 3-4 раза я едва не упал на крупных сырых пятнах. Но затем успокоился и повел себя иначе, начал прогревать покрышки, искать более безопасные траектории… Не знаю на каком из кругов, но вдруг на пит-борде команды я увидел «P1 +18secs» — я почувствовал себя глубоко счастливым и удовлетворенным человеком в тот момент. Все вдруг стало ясным и понятным для меня, солнце вышло из-за облаков — на этот раз, в буквальном смысле. Я понял, что все сработало именно так, как рассчитал. С того самого момента я поехал плавно и спокойно».
Насколько было тяжело — сначала оказаться на 20-й позиции, а затем вдруг выйти в лидеры в этом хаосе, где было трудно, находясь на треке, не имея под рукой данных хронометража, судить — каким ты едет на деле, и каким едет пилот, которого ты только что догнал?
«Как я сказал, испытал чувство глубочайшего удовлетворения! — ответил Марк. — [Брно] это трасса, на которой я каждый год испытываю ряд проблем. Но в этот раз все складывалось, напротив, очень неплохо с первого же дня. Тесты, которые мы провели здесь несколько недель назад, в целом, помогли приехать и оказаться в нужной позиции, несмотря на погоду в пятницу. Раньше, я всегда немного беспокоился: как же сложится уикенд в Чехии? Взять победу на таком треке — это удваивает уверенность. Сегодня же… не знаю. Утром проснулся, и решил: если потребуется, я буду рисковать!»
Свою победу и подиум пилоты MotoGP посвятили памяти Анхела Нието, скончавшегося в четверг
Напарник Маркеса по Repsol Honda — Дани Педроса, оказавшийся 2-м на подиуме, отвечая на вопросы журналистов, приоткрыл завесу тайны: как пилотам Honda удалось так хорошо пройти через гонку, в которой погода и лидеры менялись столь стремительно?
«А мы ожидали, что гонка сложится именно так! — сказал Дани. — Что будет гонка типа flag-to-flag, и сначала асфальт будет сырым, а затем высохнет, и мы вернемся на сликах. Команда подготовила два мотоцикла для этой гонки — 100% сухой и гибрид на дождевых покрышках. Мы следили за тем, как меняется погода: дождик то начинался, то прекращался. Смотрели, как меняется ситуация с асфальтом — особенно интересно было следить за Moto2. Перед началом нашего заезда стало более-менее ясно, как именно будут развиваться события. Мы были готовы к этому».
Почему же не начать гонку сразу на сликах, например, с пит-лейна?
«Мы обсуждали такой вариант, но на первых кругах это было действительно слишком опасно, — ответил Маркес. — Байк с полным баком бензина слишком тяжелый, его не так легко контролировать, если нет держака. Но, как сказал Дани, мы ожидали, что трек высохнет быстро. Даже потом, когда я уже вышел на сликах, пару раз я блокировал переднее колесо. Но сегодня я рисковал осознанно, зная эти нюансы».
Помогает ли новое официальное устройство «электронный пит-борд» на контрольной панели мотоцикла общаться с командой? Использовали ли вы обратную связь сегодня?
«В данный момент, конкретно мы не используем эту штуку, предпочитаем старый добрый пит-борд! Мы просто пока еще не омологировали свою систему связи… не знаю, я как-то не задумывался над этим. Обычно, я вообще не отвлекаюсь, сконцентрирован на езде и на себе».
После инцидента на пит-стопе, когда Андреа Янноне упал, едва не врезавшись в выезжающий из гаража байк соперника… может быть, что-то следует изменить в системе flag-to-flag? В поведении пилотов и команд на пит-лейне?
Марк Маркес: «Не могу сказать. Вообще, это ответственность каждого пилота — видеть, куда он едет. Ошибку может допустить не только пилот, но и команда. Мы должны контролировать все: себя и того парня!»
Командная работа — это не только, когда партнер тебя прикрывает, но и.. действительно работа в команде
Honda здорово прибавила с начала сезона. Это результат работы завода или работы Марка и Дани в частности?
«Так происходит почти каждый год: в начале всегда есть много вопросов, проблем. Затем, наступает момент, когда мы решаем их и полностью переключаемся на чемпионат. Последние тесты [в Брно] пошли на пользу. Для пилота большой перерыв в езде — месяц или около того — это плохо, поэтому возможность покататься на своем мотоцикле по треку, на которым предстоит выступать хорошая тренировка на летних каникулах! Просто мы прибыли сюда готовыми, имея на руках хороший базовый сетап. Я постараюсь провести вторую половину этого года так же, как в прошлом году. Может быть, мы потеряли немного очков в начале года. ОК. Но сейчас я снова на 1-й строчке, и эти 25 очков очень важны для чемпионата. Работает над этим не только команда, но и весь завод» — подвел итог Марк Маркес.
Стратегия Repsol Honda и Honda Racing относительно августа полностью себя оправдала: заводской проект MotoGP сделал верную ставку на тесты в Брно, которые помогли обоим пилотам держать себя в форме, помогли инженерам — найти хорошие настройки еще до начала уикенда. На этом Гран-При Чехии можно считать торжественно закрытой темой в 2017 году.
Впереди — Гран-При Австрии, где доминирующую роль в 2016 сыграли пилоты заводской команды Ducati. Вот на что теперь будет направлен весь потенциал RC213V и все ресурсы Honda — сбросить итальянцев с их временного пьедестала на Red Bull Ring.
Источник: