Виды деформаций автомобильных покрышек, причины их появления, признаки износа протекторов колес.
Чтобы иметь полную информацию о степени износа резины на колесах автомобиля, необходимо проводить периодический и своевременный их осмотр. При осмотре резины можно составить впечатление о стиле вождения автовладельца, а также выявить дефекты, представляющие опасность для дальнейшего движения. Правильная оценка составляется после тщательного осмотра всех четырех колес.
Причины, вызывающих ускоренный износ резины
Для определения степени потертости необходимо измерить высоту протектора. Правила дорожного движения предусматривают минимальные значения высоты протектора в любой точке замера. Если в результате проверки обнаружена хотя бы одна точка, имеющая данный размер меньше рекомендованного, покрышка должна быть заменена, т. к. такой износ является полным.
Равномерное стирание по всей поверхности говорит о правильном износе шины. Неравномерность стирания свидетельствует о необходимости проверить развал-схождение колес.
Шины будут служить долго, если водитель плавно начинает движение и аккуратно тормозит. Качество дорожного покрытия также оказывает существенное влияние на продолжительность эксплуатации покрышек.
Неравномерность стирания протекторов на ведущих и ведомых колесах
Вследствие того, что ведомые и ведущие колеса испытывают различные нагрузки, происходит износ шин, отличающийся друг от друга.
Покрышки управляемых колес наиболее подвержены стираниям с внешних сторон, т. к. у них наблюдается постоянная смена угла наклона по отношению к дороге. Ведущие колеса больше нагружены в средней части, где происходит максимальный контакт с дорожным покрытием, особенно в начале движения и при торможении.
Если автомобиль является переднеприводным, то боковые и центральные части шин стираются более равномерно. Эксплуатационное руководство таких машин рекомендует производить перестановку колес после прохождения определенного пробега, согласно прилагаемой схеме.
Виды износа резиновых покрышек
Причины, оказывающие влияние на износ шин, вызывают стирания, подразделяющиеся на несколько видов:
— Износ нормальный;
— Односторонний и двухсторонний;
— Пилообразный;
— Локальный.
Нормальный износ шин происходит в процессе эксплуатации резиновых покрышек. Этот вид стирания зависит от расположения колеса, т. к. задние и передние шины стираются с разной интенсивностью. Вследствие этого, их рекомендуют менять друг с другом в определенном порядке.
Каждый автомобиль располагает практическим руководством по методике перемены шин местами.
Одностороннее стирание покрышки является следствием неправильно отрегулированной геометрии подвески – схождением-развалом колес. Повышенный износ внешнего обода колеса свидетельствует об излишнем схождении. Внутреннее стирание – отрицательное схождение соответственно.
Давление в шинах также оказывает влияние на протекторы. Неравномерности стирания покрышек способствует как повышенное, так и пониженной давление воздуха. Пониженное давление приводит к стиранию резины по ее краям, особенно, если машина эксплуатируется с повышенными загрузками и пятно контакта с дорожным покрытием увеличено.
Перекачка шины приводит к уменьшению площади контактного пятна, вследствие чего середина резиновой покрышки получает увеличение износа. Чтобы основной износ резины имел равномерный характер, необходимо соблюдать рекомендованное давление, проводить его регулярный контроль при помощи манометра и не допускать перегрузов автомобиля.
В случае появления пятен потертости, расположенных в хаотичном порядке на покрышке, необходимо произвести в шиномонтажной мастерской балансировку колеса и прокатку диска. Если колесо сбалансировано, причины кроются в неисправной подвеске, амортизаторах, рычагах, пружинах.
Износ пилообразный (в виде гребенки) относится к неравномерному виду. При движении происходит смятие части покрышки и протаскивание ее с шумом по дорожному покрытию.
Такую деформацию невозможно избежать. Чтобы уменьшить нежелательный эффект, необходимо производить периодическую замену мест между ведомыми и ведущими колесами. Заведомо заниженное давление в шинах и осторожная езда способствуют увеличению пиловидного износа покрышек.
Локальный износ появляется в процессе резкого торможения заблокированного колеса. Появление одного пятна нарушает балансировку, появляется эффект биения колеса, шина нуждается в замене на новый экземпляр.
Повреждения покрышек из-за естественного старения резины
Производители шин рекомендуют использовать их продукцию не дольше десяти лет, т. к. натуральный каучук, из которого изготавливаются покрышки, начинает «стареть». По истечении установленного срока материал, из которого изготовлена резина, превращается в пористую губку. Такая фактура интенсивно впитывает влагу, которая негативно влияет на корд, приводя его в негодность. Устаревшая покрышка разваливается на ходу, что очень небезопасно при движении по дороге.